Преображенский собор


Новоспасский монастырь - Преображенский собор Основан в 1491 году при великом князе Иоанне III. В 1497 году освящен всероссийским митрополитом Симоном. В XVII веке при Михаиле Феодоровиче первоначальный собор был разобран «до подошвы», и на этом же месте в 1645 году был заложен новый, больших размеров с тем, чтобы усыпальница царских предков оказалась под сводами храма. 19 сентября 1647 года Преображенский храм торжественно освящен патриархом Иоасафом в присутствие царя, при настоятеле архимандрите Никоне, по мысли и плану которого было устроено и все украшение собора.

План собора представляет вид корабля - наиболее распространенный тип храмов древней Руси. Восточная сторона его состоит из трех округлостей или абсид, сохраняя древнейшее деление алтаря на три части. Главный вход на паперть собора идет не прямо с уровня земли, как, например, в Московском Успенском соборе, а возвышается на 17 ступеней, вследствие того, что внизу находится усыпальница. Свод здания опирается на четыре четырехгранных столба, из которых два находятся за иконостасом и два в средней части храма.

Величественный пятиярусный иконостас - типичный для древнерусских храмов; он имеет близкое сходство с иконостасами Московского Успенского собора и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Все иконы, находящиеся в нем, древнего происхождения, но самый иконостас происхождение сравнительно недавнего. Старинный же иконостас XVII столетия, вследствие неблагоприятных обстоятельств, не сохранился до нашего времени. В нижнем ярусе находятся местные иконы, во втором - Апостолы и посередине Христос Спаситель в образе Вечного Архиерея, затем - 12 великих праздников, еще выше - Пророки, и в середине - Богоматерь, в верхнем - Праотцы, и в середине их - Бог-Отец.

На правом столпе обращает внимание по своей оригинальности изображение в виде иконы царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича - устроителей Новоспасского монастыря. В руках они держат изображение собора. Оба царя представлены в полном царском облачении. Примечательно, что их головы окружены нимбами, которые в данном случае являются символами величия. Вблизи этой иконы находилось царское место. Здесь за богослужением молились русские государи Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич.

Все своды храма, стены и купола украшены настенной живописью (фресками) - священными изображениями событий преимущественно из земной жизни Христа Спасителя, а также великих праздников и святых Православной Церкви. Храм был расписан в 1680-е годы.

Внутренние двери, ведущие в собор, железные, также XVII века. На них изображены в малом виде Апостолы и другие святые, украшения в виде растительного орнамента. Пол храма, выполненный из чугунных плит, устроен при настоятеле архимандрите Иоанне Черепанове.

При входе на паперть храма с восточной стороны изображены 10 древнегреческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными какими-либо изречениями. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птолемей, на левой: Ермей, Анахарсис, Аристотель, Плутарх и Иродион. Причину появления этих изображений дает, в частности, святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, бывший настоятелем Новоспасского монастыря в сане архимандрита и епископа Ревельского. Он говорит: "Отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма".

Особый интерес по своей исключительности представляет изображение родословного дерева русских великих князей и царей рода Рюриковичей, находящееся на своде вблизи входа в собор. Все государи изображены во весь рост с нимбами вокруг головы. Первыми представлены святые равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга с кувшинами в руках, поливающими корень этого родословного древа. Все князья династии изображены по порядку престолонаследия. Завершают чреду царь Феодор Михайлович и святой царевич Дмитрий - последние потомки Рюрикова дома. По стенам идут изображения Семи Вселенских Соборов, а на западной стороне находится изображение Страшного Суда. Также обращают внимание изображения таинственных видений из 6-й и 9-й глав книги Апокалипсис.

После 1917 года монастырь закрывают и он превращается в концентрационный лагерь. Храмы используют для нужд НКВД. В 1930-ые годы в Преображенском соборном храме разместился архив НКВД.

Спустя 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь ожила молитва. 23 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в главном храме монастыря была отслужена первая Божественная Литургия, а 4 октября 1992 года Его Святейшество в сослужении архипастырей и духовенства совершил освящение Спасо-Преображенского собора Великим архиерейским чином. В 1993 году из фондов ГИМ была возвращена фреска XVII века с изображением устроителей собора - царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Вместе с ней в обитель словно вернулись ее царственные покровители. Постепенно собор стал преображаться. Проведены работы по реставрации иконостаса. Ведутся сложнейшие работы по восстановлению уникальных росписей XVII века, в мае 2007 года завершились работы по главному четверику собора. Реставрационные работы продолжаются до настоящего времени.

Богослужение в Спасо-Преображенском соборе совершается ежедневно в летнее время.